ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ

Дата последнего редактирования
раздела: 2.09.2001г.

        Термин "технология" часто употребляют, не заботясь о точных определениях, в лучшем случае поясняя, что следует понимать под технологией в самых общих чертах. Неудивительно, что существует множество различных толкований этого термина - от технологии как объекта материальной культуры до технологии как области прикладных научных знаний. Всем этим широко распространенным определениям присущ общий недостаток: они настолько широки, что нечего и пытаться получить с их помощью содержательные выводы или конкретные результаты. По существу, общепринятые трактовки технологии ничуть не информативнее, чем утверждения типа "всякий джентельмен - мужчина, любая леди - женщина".

        Исследования в области понятийного аппараты системного подхода показали, что для анализа технологии удобнее всего употреблять понятия и термины, характеризующие ее функционирование. Из этого вытекает вывод, о необходимости рассмотрения показателей типа "эффективности расхода топлива" некоторым устройством в качестве меры, характеризующей состояние технологии.

        Учитывая цели настоящего материала, важно заметить, что в обсуждении вопросов эволюции далее мы не будем делать разницы между понятиями "система", "организм", "изделие", "технология". - Всё, что ниже говорится об эволюции технологий, верно и для эволюции любых систем.

        Системный подход к трактовке технологии обладает многими преимуществами.
  
     Во-первых, количественные меры, позволяющие отразить функциональные характеристики технологии четко определены и могут быть объективно измерены (например, рентабельность пред
приятия, к.п.д. электростанции).
        Во-вторых, функциональные показатели позволяют учитывать как фундаментальные, так и мелкие технологические нововведения и приписывать им соответствующие веса в зависимости от их значения, поскольку они "приведены к общему знаменателю".
        В-третьих, ясно, что при трактовке понятия технологии с позиций системного анализа в центре внимания оказываются изменения в характеристиках продукта.

Двустороннее взаимодействие науки и технологии

        Принято  считать, что  научные открытие  - это  семена, из которых вырастают технические  нововведения. Однако, сколь ни привлекательна на первый взгляд общепринятая концепция технологии как результата прогресса,  достигнутого в сфере науки, она  в лучшем случае  не адекватна действительному положению вещей, а в худшем - грубо искажает его.

        Деятельность в области технологии имеет глубокие различия с научной деятельностью: в  области технологии  синтез имеющихся знаний играет гораздо более важную роль, чем анализ, тогда как в науке наоборот. Об этом свидетельствует тот факт, что задачи и ограничения, стоящие перед проектировщиком (конструктором), обычно формализуются в виде неравенств, а не уравнений (например, допустимые напряжения не должны превосходить некоторый предел).

        Хотя  идея новой  технологии и опирается на имеющиеся теоретические  научные знания, но ход последующего развития замысла во многом зависит от НАКОПЛЕННОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА.

        Многие весьма крупные технологические сдвиги  не опирались непосредственно на соответствующие научные достижения. Созданный в 1816г. паровой двигатель воплотил в себе многие теоретические принципы таких разделов физики, как термодинамика, кинетическая теория газов и гидродинамики. Однако, в то время лишь немногие из них были известны. Аналогично, созданная в 1906г. лампа накаливания с баллоном, заполненным азотом, была разработана без знания термоионной эмиссии в газах. Развитие современной авиации, как правило, опережало развитие аэродинамики (пожалуй, лишь крыло с прямой и отрицательной стреловидностью и треугольное крыло могут считаться прямыми следствиями научных открытий).
        Создание новых металлорежущих станков лишь в весьма малой степени обязано своими успехами прогрессу частных наук.
        Что  наука обусловливает  технологический прогресс хорошо известно. Но и многие научные открытия вряд ли увидели свет, если бы не были обеспечены технологическим инструментарием, позволившим эти открытия совершить (В биохимии - дифракционное рентгеновское оборудование и электронный микроскоп,  в ядерной физике - синхрофазотрон).

        Итак, вопреки широко распространенному мнению между прогрессом в науке и в технологии довольно часто не существует прямой взаимосвязи. Но, конечно же, есть отрасли, где положение дел прямо противоположное, - например, в химической и электронной промышленности. Чаще всего технологические нововведения возникают в результате постепенной модификации  существующей технологии в процессе ее адаптации к требованиям практики, т.е. в процессе "обучения" на опыте. Иначе говоря, технический прогресс обусловлен развитием не столько теоретического, сколько эмпирического знания.