2.2.      Возникновение системного подхода

        Системные идеи упали на благодатную почву, и уже в пятидесятых годах системный подход породил множество направлений, в которых на основе в целом единой понятийной базы изучались системы различной физической природы. Частными «ответвлениями» системного подхода как междисциплинарного научного направления стали: экология, кибернетика, системный анализ, исследование операций, общая теория систем (формальная компонента системного подхода), системотехника (применение системного подхода в технических системах), системы автоматизированного проектирования…

        Даже сама наука стала рассматриваться как эволюционирующая система (что, впрочем, естественно). В этой области нужно обязательно указать на вышедшую в 1962г. и многократно потом переиздававшуюся замечательную книгу историка науки (по образованию – физика) Т.Куна «Структура научных революций» (rar, 233Кб). Всякий человек, считающий себя специалистом по системному подходу, не может позволить себе не прочесть эту непростую, но интересную книгу. Идеи, нашедшие свое освещение в этой книге, в течение последующих 20-30 лет «переписывались» на почву других наук, порождая и там весьма продуктивные исследования.

        Сегодня системный подход представляет собой большое количество специальных направлений, в рамках которых мы опять наблюдаем столь далеко зашедшую специализацию, что отдельные частные направления даже начинают «уходить», а точнее, забывать, ту идейную базу, на которой они зародились. В этом нет ничего удивительного, однако. И это естественно, т.к. эволюционистика, которая также является частью методологических устоев системного подхода, почти так и прогнозирует процесс образования новых научных направлений - «видов», «семейств» – точно так же, как и в теории биологической эволюции. Таким образом, сегодня системный подход порождает научные направления не только в своем «теле», но и мы наблюдаем «отпочкование» от него относительно самостоятельных направлений. Возможно, какие-то из этих направлений приведут к новому обогащению системного подхода и изменению (совершенствованию) его методологической базы. Правда, на настоящий момент она видится очень крепкой.

         Серьезное владение методологическими основами системного подхода требует больших и постоянных усилий. Системное мышление не может сформироваться так же быстро, как может быть изучена, например, какая-нибудь математическая теорема или даже частная наука. В последующем мы попытаемся раскрыть, в чем в конкретно состоит методология системного подхода. Мы выявим самые «больные» точки и самые сложные понятия, каждодневное использование которых обязано формировать системное мышление в течение определенного, но достаточно долгого времени.

        Самыми трудными вопросами как для понимания, так и для каждодневного применения и вращивания в мышление – являются следующие базовые системные идеи:
  
     - идея целостности систем;
  
     - идеи эволюционизма систем;
  
     - идея определяющей роли внешней среды в эволюционном развитии и функционировании системы;
  
     - идея многоуровневого анализа и синтеза систем с позиции целостности – «сверху вниз», - в познании системы идти от целого к частям, не забывая на любом уровне о вышестоящих уровнях организации исследуемого объекта (это особенно трудно, т.к. человек – даже образованный – действует практически всегда прямо противоположно – «снизу вверх»; от анализа частей идет к целому, причем на каждом уровне он чаще всего просто забывает (абстрагируется) от других уровней, - в первую очередь от вышележащих).

        Если мы хорошо прочувствуем приведенные выше вопросы, то остальное будет уже – делом «техники». Однако, относительно небольшое число фундаментальных идей, формирующих «скелет» системного мышления, не должно расслаблять нас, т.к. на самом деле мышление будет сильно сопротивляться любой перестройке. Но после того, как этот процесс «наберет обороты», человек начинает видеть окружающие процессы в любой области много глубже и прогнозировать поведение систем много дальше. Он, таким образом, овладевает подходом к успешной деятельности в любой отрасли человеческой деятельности.