|
||||||||||
1. Введение
Усложнение задач управления развитием территории города, хозяйственными процессами и комплексами объектов привело сегодня к необходимости обеспечить в городах сбор и обработку достоверной информации об объектах, размещенных на территории, в совместимых и взаимосвязанных базах данных. Так актуальными являются задачи информационного обеспечения процессов эксплуатации зданий и инженерных коммуникаций, процессов строительства и реконструкции кварталов, обеспечения рынка объектов недвижимости достоверной информацией об условиях использования земельных участков и их состоянии, состояния системы жизнеобеспечения города… Без привлечения информационных технологий эти и другие задачи повышения эффективности управления городской территории становятся неразрешимыми. Трудно обеспечить информацией и перспективные технологии оформления документов в городе по принципу "одного окна". Во многих городах городские службы в последние годы овладели основами геоинформационных технологий, используя в своей работе геоинформационную систему (ГИС) "ИнГео". Созданы цифровые карты разных масштабов. Однако, вследствие большого объема данных, отображаемых на этих картах, процесс их ввода в компьютеры и дежурства является весьма затратным как по времени, так и по финансам и неосуществим силами одной организации. Некоторая важная информация вообще не требует своего геодезически точного отображения на карте, что позволяет вводить ее даже нелицензированными организациями (например, маршруты городского транспорта). Очень сильно усложняют процессы доступа разных организаций к единым картографическим ресурсам требования секретности картографической информации, что не позволяет в обозримом будущем надеяться, что все заинтересованные организации города смогут работать с цифровой картой в рамках единой компьютерной сети. В то же время задача создания и коллективного ведения единой эталонной цифровой карты города должна быть решена, т.к. с ее помощью можно гораздо легче решать многие задачи по учету объектов и оформлению документации по эксплуатации объектов и передачи прав на них. В конечном счете это ведет к высокой управляемости территорией и серьезной оптимизации расходной части городского бюджета. Для решения этих задач Центр системных исследований "Интегро" разработал на основе своей ГИС "ИнГео" систему ведения единой цифровой карты территории несколькими организациями, не обязательно связанными между собой электронными каналами связи. Такая система получила рабочее название "Распределенная ГИС "ИнГео"" (РГИС). Задачей РГИС является обеспечение регистрации изменений на различных копиях карт в разных организациях и корректное "сведение" их на эталонной карте с возвратом изменений на удаленные копии карт.
2. Цели создания распределённой геоинформационной системы
Целями создания РГИС являются:
3. Основные функции РГИС
Участниками РГИС могут быть различные организации города, работающие в рамках единой общегородской муниципальной информационной системы с ГИС-компонентой и выполняющих совместное ведение цифровых карт города. РГИС можно применять в крупной организации (на заводе), где участниками РГИС могут являться подразделения и отделы, ведущие работы в рамках единого генплана предприятия и не связанные в единую компьютерную сеть. Даже небольшая организация может использовать РГИС для ведения работ над единой картографической базой. При этом участниками РГИС могут быть отдельные сотрудники, ведущие работы вне зоны досягаемости локальной сети организации (например, на выезде или дома). Пусть в городе имеется так называемая «эталонная карта», которая размещена на центральном компьютере в организации-Центре, уполномоченной быть «хранительницей» эталонной карты. Пусть создается несколько копий эталонной карты с какими-то ограничениями по сравнению с эталонной: в копии могут быть представлены не все картографические слои или всего лишь часть территории, ограниченная полигоном. Эти копии передаются в удаленные организации, которые называются далее «участниками РГИС». |
Участникам РГИС передается право редактированием своей «удаленной копии» в соответствии с установленными для них правами доступа к карте. РГИС запоминает все изменения на карте, вносимые пользователями удаленной организации. Эти изменения по заранее определенному регламенту (например, раз в неделю) копируются администратором удаленной системы на некоторый носитель информации, который переносится (пересылается) в организацию-Центр. РГИС Центра осуществляет перенос изменений из «удаленной карты» в эталонную. При этом системой полностью протоколируются все изменения, а также разрешаются «конфликты» с информацией, если сразу нескольким организациям определена возможность редактировать объекты одних и тех же картографических слоев на своих «удаленных картах». В некоторых случаях РГИС требует привлечения специалиста для разрешения наиболее сложных конфликтов и принятия решения. После сбора на «эталонной карте» всех изменений с «удаленных карт» проводится обратная процедура: в соответствии с полномочиями «удаленных организаций» РГИС выполняет перенос соответствующих частей «эталонной карты» на носители, отсылаемые в «удаленные организации». Там проводится аналогичная операция – слияние изменений, сведенных в Центре на эталонной карте, с «удаленной картой» организации. Если за время между отсылкой изменений в Центр и приемом данных из эталонной карты, на карте, находящейся в удаленной организации, произошли изменения, то локальная компонента РГИС выполняет корректное совмещении данных с указанием в случае необходимости обнаруженных информационных конфликтов, которые могут быть скорректированы пользователями. Таким образом, распределенная ГИС в соответствие с установленными правами доступа к данным обеспечивает:
4. Принципы работы РГИС
Итак, основным звеном системы является Центр РГИС. Центр РГИС решает следующие задачи:
Перечисленные выше задачи решаются специалистами Центра при помощи программного обеспечения управления Центром РГИС. Для функционирования РГИС каждая организация-участник устанавливает программное обеспечение РГИС для выполнения следующих задач:
Перечисленные выше задачи решаются при помощи программного обеспечения управления субъектом РГИС.
5. Предметные задачи, решаемые в организациях-участниках РГИС
Организации-участники РГИС могут эффективно использовать цифровую карту М1:500 и карты других масштабов для решения, например, следующих задач:
Главархитектура:
Комитет по управлению муниципальным имуществом (КУМИ):
Инженерные предприятия:
Управление жилищного хозяйства (УЖХ):
Управление коммунального хозяйства (УКХ):
Проектные организации:
Генпланы проектируемых объектов недвижимости.
|
Тел./факс: (347) 232-12-41, 232-91-53. |
|