ГИЛОЗОИЗМ - от греч. "материя" и " жизнь".

Термин, веденный Кедвортом в 1678г. для обозначения натурфилософских концепций, отрицающих границу между "живым" и "неживым" и полагающих "жизнь" имманентным свойством праматерии. Как учение о всеобщей одушевленности универсума гилозоизм - синоним панпсихизма, однако, его не следует отождествлять с витализмом, отделяющим "жизненную силу" от физико-химической материи. Гилозоизм - противоположность механицизма с его представлением о "костной", "мертвой" материи, с одной стороны и внешней "силе" как источнике ее движения - с другой.

Гилозоизм ранней научно-философской традиции уходит своими корнями в древнейшие анимистические представления (см. Анимизм). Откровенному гилозоизму платоновского "Тимея" (космос как живой организм) противостоят весьма умеренные гилозоисттические  рудименты у Аристотеля. Чистый гилозоизм, как правило, требует последовательного монизма и исключает необходимость демиурга, отсюда - частая близость гилозоизма к пантеизму (пантеизма придерживался и А.Эйнштейн).

Предельным случаем гилозоизма можно считать гилоноизм (термин введен голландским ученым В.Вердениусом в 1977г.) - учение о наделенности праматерии сознанием или о панестезии ("всечувствительности") бога-универсума, что наиболее близко к новоевропейскому панпсихизму (Фехнер).