2.1.      Исторические предпосылки возникновения системного подхода


        Человек изучал окружающую Природу с того момента, как осознал себя человеком. Однако, с «методологической» точки зрения в копилке его методик всегда превалировал «анализ объекта». Эта методика заключалась в том, что наблюдаемый объект «вырывался» из среды, в которой существовал, и затем человек пытался понять, из чего этот объект состоит и в чем состоит роль каждой его части. Так убивают животное, а затем пытаются путем «вскрытия» выяснить, что у него внутри и как все это «работает». Среди анализируемых объектов всегда выступали такие, которые были с человеком примерно одного масштаба и вычленялись из окружающей действительности по пространственному признаку. Конечно, в далеком прошлом не было и недостатка в представлениях, которые были очень широкими, в т.ч. о Природе (Мире) в целом, его свойствах и т.п. Философы Древней Греции задумывались о фундаментальных вопросах и уже тогда появились понятия «целое» и «система».
Ф.Энгельс писал: «У греков – именно потому, что ни еще не дошли до расчленения, до анализа природы, - природа еще рассматривается в общем, как одно целое. Всеобщая связь явлений не доказывается в подробностях: она является для греков результатом непосредственного созерцания».

Однако, такие взгляды не были оформлены в качестве научной парадигмы и представляли собой лишь гениальные догадки и версии, которые пытались проводить отдельные личности и школы.

        Мир и объекты Природы, тем не менее, практически не рассматривались древней наукой как эволюционирующие. А когда модели Природы достигали некоторой степени формальности, то вследствие недостаточно большого количества частных знаний эти модели были очень неадекватны реальности. Так система Мира по Птолемею, поставившая в центр Мира Землю, давала в течение долгого времени необходимый для практики результат, но, - как мы сегодня знаем, - давала весьма искаженную картину Мира.

 

        В конце концов, развитие наук привело к тому, что знания о Природе накапливались и с некоторого момента требовали своей реорганизации. Первая крупная научная революция, перевернувшая наши представления об устройстве Мира, была связана с учением Коперника, предложившая гелиоцентрическую модель (систему) мироздания. Почему с позиций сегодняшнего дня мы можем уже говорить о «системе»? – Потому что гелиоцентрическая модель толкнула науки далеко вперед, фактически породив то, что мы сегодня называем наукой. Галилей, Кеплер, Ньютон развили концепцию Коперника до формальной глубины, расширив границы известного. Однако, этого было мало для того, чтобы сказать, что системные идеи возникли в то время.

        Примерно в то же время появились и новейшие философские учения (Кант, Гегель, Фейербах), в которых их основоположники делали попытки показать, что есть Мир, и куда идет его развитие. Особенно значительной считается диалектика Гегеля. Однако, философия не была еще поддержана частными науками и говорить о формировании развитой научной парадигмы еще не приходилось.

         Важнейшие предпосылки формирования системной картины мира были созданы в 19 веке.

        Ч.Дарвин на основе своих обширных исследований мира живых (биологических) организмов показал в 1859г.(кн. «Происхождение видов путем естественного отбора»), что живые организмы непрерывно эволюционируют, и человек не видит эту эволюцию лишь по той причине, что времена, на протяжении которых можно заметить изменения в организмах, слишком велики. В 1859-1967г.г. К.Маркс показал, что эволюционируют не только живые организмы, но и человеческое общество, создав теорию общественного развития. Таким образом, оказалось, что
  
     - во-первых, в мире сложные объекты эволюционируют, причем их изучение должно включать в себя не только логический, но и исторический анализ, позволяющий выявить родство между многими организмами;
  
     - во-вторых, предметом изучения могут быть не только организмы, но и такие совокупности объектов, которые тоже подвергать исследованию как самостоятельный объект (общество) и они даже могут не иметь четко заданной пространственной локализации..

        Конец 19-го века оказался не менее революционным для науки. В 1869 (1871) году Д.М.Менделеев показал, что и химические элементы не имеют случайно сложившиеся свойства, а образуют СИСТЕМУ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ. Это было чрезвычайно важно для науки – обнаружить, что неживая Природа также имеет определенный порядок, причем этот порядок заложен в самой ее основе. Конечно, философы Древней Греции интуитивно чувствовали, что порядок в Природе есть и даже пытались построить соответствующие модели, однако, это, все-таки, были только догадки.

        В физике основным прорывом в 19-ом веке можно считать теорию Максвелла, которая базировалась на эфирной концепции и предложила формализмы для описания одного из двух известных тогда материальных полей – электромагнитного. Почему мы сейчас можем говорить о чрезвычайной важности теории Максвелла для формирования системной картины мира? – Потому что поле – это отражение принципиальной и почти в чистом виде целостности (материи и ее фрагментов), а целостность – это важнейшее понятие в системном подходе, о котором мы будем говорить позже. Таким образом, оказалось, что целостные образования можно описать формально.

        Из других предпосылок системного знания нужно назвать:

        - теорию строения органических соединений Бутлерова, показавшей, что и органические соединения, а не только химические элементы, могут быть «уложены» в некоторые упорядоченные классификации;
  
     - теорию кристаллических образований Федорова.

        Начало 20-го века вновь оказалось революционным. Теория относительности Эйнштейна ввела еще более глубокие формализмы в картину мира. Самым важным здесь можно было бы назвать постулирование того, что в мире нет выделенной системы координат (сегодня это все-таки подвергается сомнению некоторыми учеными) и то, что роль света (электромагнитного поля) в нашем мире чрезвычайно велика, если не определяюща для его организации. Эйнштейном было введено (постулировано) такое фундаментальное понятие, как точечное физическое событие, на основе которого вместе с двумя известными постулатами он построил специальную теорию относительности (СТО), а впоследствие – и новую теорию гравитации (общая теория относительности – ОТО). Пространство стало рассматриваться на основе неевклидовой геометрии (здесь нужно отметить открытие в 1826г. неевклидовой геометрии, сыгравшей большую методологическую роль и указавшей, что «геометрий» может быть не одна).

        Кроме того, в начале 20-го века оказалось, что энергия в нашем мире поглощается и излучается квантами. Усилиями целой группы ученых были заложены основы квантовой механики, которая, впрочем к концу века натолкнулась на ограничения своих исходных концепций и практически остановилась в развитии. Однако, в начале века представления о квантовом характере физических взаимодействий сыграли свою революционную роль, выявив интересную особенность материи – ее неоднородность и квантованность.

        Однако, научные революции в физике, создав важные предпосылки, тем не менее, не могли заставить широкие массы научного сообщества задуматься об интеграции знаний. Частные науки развивались некоторое время очень успешно, однако, вскоре специализация знаний зашла так далеко, что не только представители разных наук плохо понимали друг друга, но даже и смежники не могли найти единую основу для своих теорий. Образовывались даже такие науки, как "физическая химия" и "химическая физика", представители которых с трудом понимали соседей.

        Кроме того, методология, предоставляемая физикой, не смогла оказаться полезной в таких новых гуманитарных и естественных науках, как психология, биология, медицина, социальные науки. Физический эксперимент оказался беспомощным в исследовании сложных, в т.ч. живых систем.

         К середине 20-го века человечество вступило в такой период своей истории, когда оно начало влиять уже на всю среду своего обитания. Войны, приведшие к тому, что мы называем сегодня «экологическими катастрофами», развитие промышленности, технологии в которой отравляли окружающую среду, демографические проблемы, ощущаемые перспективы голода на планете, - все это заставило посмотреть на нашу планету как не на такой уж и большой объект, ресурсами которого можно было бы пользоваться, не задумываясь о последствиях.

        Кроме того, возникла потребность создания сложнейших технических систем, над проектированием и развитием которых должны были работать одновременно и в тесной связи тысячи и десятки тысяч специалистов из самых разных наук. Требовалось быстро и целенаправленно строить ГРЭС, гигантские заводы и целые города. В середине пятидесятых годов был осуществлен первый полет человека в космос, затем на Луну.

        Проблемы, стоящие перед человечеством, вставали такие, что пора было задумываться о выживании человеческой цивилизации. В первую очередь сильно обострились экологические проблемы. Причем над решением этих проблем должны были биться не только физики, но и биологи, медики, экологи, философы, психологи, экономисты, геологи, политики, технологи из разных областей промышленности и многие другие. Но мы уже говорили выше, что представители даже смежных наук не имели приемлемой единой для всех терминологической базы. По меткому замечанию Боулдинга для того, чтобы успешно решать сложнейшие проблемы развития человечества, требующие участия самых разных специалистов, представителям сильно изолировавшихся наук был необходим «единый язык и слух». Иначе интегрировать знания и усилия представителей разных наук и технологических школ было бы невозможно. Таким единым «языком и слухом» стала методология «системного подхода».

        Идеи системного подхода уже витали в воздухе, но первый публичный шаг к формированию его основных положений сделал австрийский биолог-теоретик Людвиг фон Берталанфи, который в 1941 году предложил этот термин. (Однако, ростки системных идей мы наблюдаем много раньше. Так многие системные идеи были высказаны российским ученым-медиком А.А.Малиновский (псевдоним - А.А.Богданов) в его книге «Тектология. Всеобщая организационная наука»). Берталанфи опубликовал в 1969г. важнейший свой труд «Общая теория систем», где сформулировал задачу новой науки - разработку математического аппарата описания систем любой физической природы и установление изоморфизма законов в различных областях знания.