Системный
подход - есть междисциплинарное научное
направление, изучающее объекты любой
физической природы как системы. Это -
методология познания частей на
основании целого и целостности в
отличие от классического подхода,
ориентированного на познание целого
через части.
В первую очередь классической
методологии придерживаются сегодня
практически все естественные науки.
Тогда как органиченность классической
методологии - от части к целому - ведет к
серьезным проблемам в дальнейшем
развитии этих наук.
Главная
концепция системного подхода состоит в
следующем: изучение (познание - анализ)
некоторой системы необходимо проводить
не только, изучая его части, а и в "обратном"
направлении, - определив основные
свойства системы как ЦЕЛОГО,
интерпретировать функционирование и
развитие ее частей (подсистем) с точки
зрения системы в целом. Так мыслить
осознанно много сложнее, так как
непривычнее. Поэтому "научиться"
системному подходу можно, только
кардинально перестроив свое мышление,
которое обязано рассматривать систему
сразу и одновременно во всем комплексе
проблем и на всех уровнях организации, в
том числе - с учетом анализа организации
внешней для системы среды.
Системный
подход, как и любая другая научная
методология опирается на эксперимент и
ориентирована на выявление
закономерностей, непосредственно
следующих из наблюдений и экспериментов.
Эксперименты ставятся на основе
принятой исследователем теоретической
концепции, исходя из целей и задач
исследователя, поэтому они заведомо
носят прагматический и ситуационный
характер (однако, этот взгляд объективен).
На основании выявленных факторов и
закономерностей создается модель
объекта, СРЕДЫ, и ситуации. В дальнейшем
исследователь имеет дело с моделью.
Модель заменяет ему теорию, модель
ориентирована на потребности
исследователя и становится источником
последующих выводов, домыслов и гипотез.