СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
к познанию систем любой физической природы

Дата последнего редактирования
раздела: 28.10.2001г.

Новости раздела:
28.10.2001г. Новый материал:
Принципы существования сложных систем
Концепция системотехники
2.09.2001г. Новый материал:
Структура и функция системы
Классы системных структур. Достоинства и недостатки различных структур
Обобщенная модель системы
Эволюция систем
 

Системный подход - есть междисциплинарное научное направление, изучающее объекты любой физической природы как системы. Это - методология познания частей на основании целого и целостности в отличие от классического подхода, ориентированного на познание целого через части.
В первую очередь классической методологии придерживаются сегодня практически все естественные науки. Тогда как органиченность классической методологии - от части к целому - ведет к серьезным проблемам в дальнейшем развитии этих наук.

Главная концепция системного подхода состоит в следующем: изучение (познание - анализ) некоторой системы необходимо проводить не только, изучая его части, а и в "обратном" направлении, - определив основные свойства системы как ЦЕЛОГО, интерпретировать функционирование и развитие ее частей (подсистем) с точки зрения системы в целом. Так мыслить осознанно много сложнее, так как непривычнее. Поэтому "научиться" системному подходу можно, только кардинально перестроив свое мышление, которое обязано рассматривать систему сразу и одновременно во всем комплексе проблем и на всех уровнях организации, в том числе - с учетом анализа организации внешней для системы среды.

Системный подход, как и любая другая научная методология опирается на эксперимент и ориентирована на выявление закономерностей, непосредственно следующих из наблюдений и экспериментов. Эксперименты ставятся на основе принятой исследователем теоретической концепции, исходя из целей и задач исследователя, поэтому они заведомо носят прагматический и ситуационный характер (однако, этот взгляд объективен). На основании выявленных факторов и закономерностей создается модель объекта, СРЕДЫ, и ситуации. В дальнейшем исследователь имеет дело с моделью. Модель заменяет ему теорию, модель ориентирована на потребности исследователя и становится источником последующих выводов, домыслов и гипотез.

Введение
Предпосылки возникновения системного подхода
Философия древнего мира. Развитие философии. Развитие астрономии (Коперник). Эволюционная гипотеза Дарвина. Теория эволюции человеческого общества (К.Маркс). Периодическая система химических элементов Менделеева. Теория органических соединений Бутлерова. Кристаллография Федорова. Теория относительности Эйнштейна. Квантовая механика. Возникновение и развитие психологии. Экологические проблемы середины XX века. Большие технические объекты.
Возникновение системного подхода как междисциплинарного научного направления
Принципы системного подхода
Принцип системности. Принцип иерархичности систем и процесса познания систем (принцип многоуровневости). Принцип интеграции. Принцип формализации
Понятие системы
Определение системы
Свойства систем
Части системы. Связи.
Наличие интегративных качеств. Целостность
Наличие организации
Наличие системных ритмов
Классификация систем
Описание систем
Структура и функция системы
Классы системных структур. Достоинства и недостатки различных структур
Обобщенная модель системы
Принципы существования сложных систем
Исходные определения
Принцип физичности
Постулат целостности. Постулат автономности
Принцип моделируемости
Постулат дополнительности. Постулат действия. Постулат неопределенности
Принцип "целенаправленности"
Постулат выбора
Концепция системотехники
Эволюция систем
Основные концепции эволюции
Концепция Ч.Дарвина
Концепция Ламарка
Синтетическая концепция
Эволюция технологий. Закономерности развития технических систем
Принцип "переломных точек" (принцип технологических разрывов). Масштабный фактор. Пределы роста
Принцип "созидательного симбиоза" (интеграция)
Принцип "необратимости технического прогресса"
Принцип "технологической изолированности"
Понятие обобщенного гена
Многоуровневая организация окружающего мира
Проблема целостного вИдения Природы в современной науке
Многоуровневое вИдение мира
Информация и энергия - фундаментальные атрибуты Материи
Жизнь - фундаментальное свойство Материи
Многоуровневая организация Жизни во Вселенной